Что такое абилитация? Чем отличается от реабилитации? Кто будет то и другое осуществлять? На эти и другие вопросы отвечает Екатерина Мухаметгалеева, руководитель – главный эксперт по медико-социальной экспертизе по Удмуртской Республике.
— Никогда прежде бюро медико-социальной экспертизы не разрабатывало программы абилитации. Это новое направление.
— На примерах поясню, что такое абилитация. Водитель получил травму, которая не позволяет ему вернуться в профессию, но он может стать, допустим, слесарем. Это называется не реабилитацией, то есть не восстановлением утраченных способностей, а абилитацией: человек приобретает навыки, которые прежде отсутствовали.
Еще пример. У ребенка не было кисти руки. Благодаря высокотехнологичной помощи она будет сформирована, и ребенок научится ею пользоваться.
В соответствии с законодательством реабилитация инвалидов – это полное или частичное восстановление способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности, а абилитация – формирование способностей, которых раньше у инвалида не было, к перечисленным видам деятельности.
— Индивидуальные программы реабилитации или абилитации (ИПРА) поступят в министерства и ведомства?
— Новый порядок предусматривает, что в течение трех дней индивидуальные программы реабилитации или абилитации, разработанные в бюро медико-социальной экспертизы, будут направлены в министерства и ведомства, которые на основании таких программ разработают для каждого инвалида свои, более конкретные программы реабилитации или абилитации.
Скажем, ребенок плохо слышит, но он может учиться. В его программе реабилитации мы так и запишем: «нуждается в обучении». Но мы не можем порекомендовать ему школу. Это обязано сделать Министерство образования и науки Удмуртской Республики. Слабослышащий ребенок может посещать и обычную общеобразовательную школу, если она будет для него приспособлена. Только слухового аппарата недостаточно – ребенок слышит лишь тех, кто рядом. Для того, чтобы он услышал преподавателя, нужна так называемая «петля», усиливающая действие слухового аппарата. «Петлю» можно переносить из кабинета в кабинет. Пошел ученик на химию, и аппарат туда перенесут, на физику – и аппарат за ним.
Министерство образования и науки Удмуртской Республики проанализирует, сколько таких аппаратов требуется для школьников Удмуртии, и сможет сделать заявку на получение их по федеральной программе «Доступная среда» на условиях софинансирования. В Удмуртии продолжает действовать и своя, республиканская программа «Доступная среда», так что решение вопроса о создании доступной среды для слабослышащего ребенка в обычной общеобразовательной школе вполне реально.
При таком участии министерства гораздо больше детей станут обучаться в образовательных учреждениях, а не на дому, то есть выйдут за пределы «невозможного», будут в коллективе.
К реабилитации и абилитации подключатся самые разные министерства и ведомства: социальной политики, здравоохранения, занятости, спорта… Они выступят в том числе и в качестве контрольных органов. За месяц до окончания срока реабилитации или абилитации министерства и ведомства обязаны будут сообщить, что именно было сделано, а специалисты бюро медико-социальной экспертизы оценят, насколько предпринятые меры способствовали стабилизации состояния человека с инвалидностью и восстановлению или наделению его новыми навыками.
Перед экспертами не стоит задача повысить процент реабилитации или перехода человека с инвалидностью с одной группы на другую. Главное – стабилизировать состояние, провести реабилитацию или абилитацию.
— Одним из механизмов адаптации человека с инвалидностью в обществе является труд.
— Поэтому так важно подобрать для гражданина работу, максимально приспособить его к труду. Необходимо создавать специальные рабочие места. Сейчас выходит ряд документов, способствующих решению таких вопросов.
Среда становится все более доступной, люди с инвалидностью – активнее. Сужу об этом хотя бы по тому, что выросла потребность в высокотехнологичных протезах.
К новому порядку разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации учреждения медико-социальной экспертизы шли долго, подавали предложения, которые рассматривались на уровне Российской Федерации. Теперь предстоит отладить электронный документооборот, установить тесное взаимодействие с министерствами и ведомствами. Эту огромную работу Главное бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике проводит вместе с правительством республики.
Галина Анищенко
Источник: Удмуртская правда