Выйти за пределы «невозможного». 1 января 2016 года вступит в силу новый порядок разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов

С 2016 года реабилитация людей с инвалидностью в нашей стране станет более индивидуальной, адресной, то есть более действенной. Кроме того, будет проводиться абилитация. Это слово пока еще не на слуху, происходит от латинского слова, означающего «удобный», «приспособительный».Новым порядком заинтересовалось общество инвалидов, и во время прямой линии, организованной партией «Единая Россия», прозвучала просьба разъяснить этот порядок.

Что такое абилитация? Чем отличается от реабилитации? Кто будет то и другое осуществлять? На эти и другие вопросы отвечает Екатерина Мухаметгалеева, руководитель – главный эксперт по медико-социальной экспертизе по Удмуртской Республике.

— Никогда прежде бюро медико-социальной экспертизы не разрабатывало программы абилитации. Это новое направление.

— На примерах поясню, что такое абилитация. Водитель получил травму, которая не позволяет ему вернуться в профессию, но он может стать, допустим, слесарем. Это называется не реабилитацией, то есть не восстановлением утраченных способностей, а абилитацией: человек приобретает навыки, которые прежде отсутствовали.

Еще пример. У ребенка не было кисти руки. Благодаря высокотехнологичной помощи она будет сформирована, и ребенок научится ею пользоваться.

В соответствии с законодательством реабилитация инвалидов – это полное или частичное восстановление способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности, а абилитация – формирование способностей, которых раньше у инвалида не было, к перечисленным видам деятельности.

— Индивидуальные программы реабилитации или абилитации (ИПРА) поступят в министерства и ведомства?

— Новый порядок предусматривает, что в течение трех дней индивидуальные программы реабилитации или абилитации, разработанные в бюро медико-социальной экспертизы, будут направлены в министерства и ведомства, которые на основании таких программ разработают для каждого инвалида свои, более конкретные программы реабилитации или абилитации.

Скажем, ребенок плохо слышит, но он может учиться. В его программе реабилитации мы так и запишем: «нуждается в обучении». Но мы не можем порекомендовать ему школу. Это обязано сделать Министерство образования и науки Удмуртской Республики. Слабослышащий ребенок может посещать и обычную общеобразовательную школу, если она будет для него приспособлена. Только слухового аппарата недостаточно – ребенок слышит лишь тех, кто рядом. Для того, чтобы он услышал преподавателя, нужна так называемая «петля», усиливающая действие слухового аппарата. «Петлю» можно переносить из кабинета в кабинет. Пошел ученик на химию, и аппарат туда перенесут, на физику – и аппарат за ним.

Министерство образования и науки Удмуртской Республики проанализирует, сколько таких аппаратов требуется для школьников Удмуртии, и сможет сделать заявку на получение их по федеральной программе «Доступная среда» на условиях софинансирования. В Удмуртии продолжает действовать и своя, республиканская программа «Доступная среда», так что решение вопроса о создании доступной среды для слабослышащего ребенка в обычной общеобразовательной школе вполне реально.

При таком участии министерства гораздо больше детей станут обучаться в образовательных учреждениях, а не на дому, то есть выйдут за пределы «невозможного», будут в коллективе.

К реабилитации и абилитации подключатся самые разные министерства и ведомства: социальной политики, здравоохранения, занятости, спорта… Они выступят в том числе и в качестве контрольных органов. За месяц до окончания срока реабилитации или абилитации министерства и ведомства обязаны будут сообщить, что именно было сделано, а специалисты бюро медико-социальной экспертизы оценят, насколько предпринятые меры способствовали стабилизации состояния человека с инвалидностью и восстановлению или наделению его новыми навыками.

Перед экспертами не стоит задача повысить процент реабилитации или перехода человека с инвалидностью с одной группы на другую. Главное – стабилизировать состояние, провести реабилитацию или абилитацию.

— Одним из механизмов адаптации человека с инвалидностью в обществе является труд.

— Поэтому так важно подобрать для гражданина работу, максимально приспособить его к труду. Необходимо создавать специальные рабочие места. Сейчас выходит ряд документов, способствующих решению таких вопросов.

Среда становится все более доступной, люди с инвалидностью – активнее. Сужу об этом хотя бы по тому, что выросла потребность в высокотехнологичных протезах.

К новому порядку разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации учреждения медико-социальной экспертизы шли долго, подавали предложения, которые рассматривались на уровне Российской Федерации. Теперь предстоит отладить электронный документооборот, установить тесное взаимодействие с министерствами и ведомствами. Эту огромную работу Главное бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике проводит вместе с правительством республики.

Галина Анищенко

Источник: Удмуртская правда