«Школа боится сложных детей»

Вступил в силу федеральный стандарт инклюзивного образования

С 1 сентября вступил в силу Федеральный стандарт (ФГОС) инклюзивного образования в начальных классах для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). ФГОС не предполагает, что количество детей с ОВЗ в общеобразовательных школах вырастет уже в этом учебном году. Но по новому стандарту как в специализированной, так и в общеобразовательной школе все педагоги должны уметь адаптировать для таких детей программы по своему предмету, а школа должна создать условия для их реализации. Специальный стандарт разработан только для начальной школы, потому что именно на этом этапе «должна быть максимальная коррекция нарушений в развитии детей», пояснили в Минобрнауки. При этом в ведомстве отмечают дефицит квалифицированных педагогов. Эксперты считают, что школы не готовы к полноценной реализации стандарта.

Вчера вступил в силу ФГОС начального образования (с первого по четвертый классы) для детей с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью. Педагоги всех первых классов российских школ, в которые 1 сентября пришли дети с ОВЗ, прошли курсы повышения квалификации и смогут организовать обучение таких детей в соответствии с новым стандартом, сообщили «Ъ» в пресс-службе Минобрнауки. На основе документа были разработаны примерные адаптивные программы по каждому предмету. «Адаптация осуществляется за счет пролонгации сроков обучения, составления индивидуального учебного плана»,— пояснили в ведомстве.

По данным Минобрнауки, необходимые условия созданы в более чем 9 тыс. школ во всех регионах. В ведомстве подчеркнули, что ФГОС будут реализовываться как в общеобразовательных школах, так и в специализированных. Ранее глава Минобрнауки Ольга Васильева заявляла, что ведомство будет развивать инклюзию, не сокращая количество специализированных школ. При этом инклюзивное образование госпожа Васильева назвала «приоритетным направлением» работы.

 Всего, по данным ведомства, в России 20% школ позиционируют себя как инклюзивные, то есть способные создать условия для обучения детей с ОВЗ совместно со всеми школьниками. Напомним, с 2011 года материально-технические условия для инклюзивного образования создаются в общеобразовательных школах за счет бюджетного финансирования в рамках программы «Доступная среда». За пять лет из федерального бюджета было выделено 7,6 млрд руб. В 2016 году в программу включены детские сады и организации дополнительного образования, на их поддержку выделено 1 млрд 130 млн руб. В пресс-службе Минтруда «Ъ» сообщили, что в 2020 году доля доступных для детей-инвалидов школ должна достичь 25%.

Право ребенка на получение инклюзивного образования гарантируется законом «Об образовании»: родители могут выбрать, отдать ребенка в специализированную школу, общеобразовательную или обучать на дому. Вступивший в силу ФГОС инклюзивного образования в начальной школе — единственный, то есть инклюзия в средней и старшей школе регулируется требованиями Минобрнауки без жесткой регламентации стандарта. Каждая школа на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии обязана создать условия для обучения конкретного ребенка с ОВЗ. «Специальный стандарт разработан только для начальной школы, так как именно в начальной школе должна быть максимальная коррекция нарушений в развитии детей»,— пояснили «Ъ» в пресс-службе Минобрнауки.

В ведомстве не отрицают, что в школах не хватает дефектологов и тьюторов, которые участвовали бы в полноценной реализации ФГОС. В Минобрнауки сообщили, что для решения этой проблемы увеличено количество бюджетных мест в вузах на эти специальности. Кроме того, ведомство «рекомендовало регионам продумать систему материальной и моральной поддержки таких специалистов».

Доступную среду в школах создать проще всего, чего нельзя сказать о подготовке квалифицированных кадров, считает академик РАО Евгений Ямбург. «Мы в самом начале пути, в педагогике не бывает быстрых результатов, на подготовку кадров потребуется время, и родители должны это понимать»,— сказал он «Ъ». С ним согласна руководитель отдела по инклюзивному образованию общественной организации «Перспектива» Мария Перфильева: «У родителей не должно быть ложных завышенных ожиданий. Школа боится сложных детей, и не каждая организация готова взять такого ребенка». По ее словам, коррекционные школы располагают уникальным кадровым ресурсом, которым пока не обладают большинство общеобразовательных школ. «Мы видели панику в глазах рядового регионального учителя, которая проходит только в процессе обучения и повышения квалификации»,— рассказала она «Ъ». Госпожа Перфильева уверена, что одна из основных проблем инклюзивного образования в России — «отсутствие культуры инклюзии, терпимого отношения всего общества», которую пока не удается решить. Напомним, год назад международная правозащитная организация Human Rights Watch опубликовала доклад о состоянии инклюзивного образования в России. Согласно исследованию, доступности и качеству образования детей с ОВЗ препятствуют рекомендации «должностных лиц», а также нежелание школьных администраций принять ребенка с инвалидностью на обучение (см. подробнее «Ъ» от 2 сентября 2015 года).

Анна Макеева, Дарья Лабутина
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/3078364?utm_source=kommersant&utm_medium=strana&utm_campaign=four