4 февраля в Иркутске состоялся информационный семинар-презентация на тему «Организация жизни людей с особыми потребностями от рождения до старости в Германии».
В основу программы мероприятия легли заметки, впечатления и фактический материал, который был собран делегацией из семи человек – представителей шести некоммерческих организаций из Иркутска, Иркутского района и Ангарска. В ноябре 2014 года эта группа в ознакомительных целях посетила Германию, город Люнебург, где немецкие специалисты поделились своим опытом по организации пожизненного сопровождения людей с инвалидностью.
Нашу организацию в этой поездке представляла Виктория Ветрова:
С 17 по 28 ноября 2014 г делегация из шести некоммерческих организаций – в том числе и я, как представитель с нашей организации «Радуга» в ознакомительных целях посетила Германию, город Люнебург, где немецкие специалисты поделились своим интересным опытом по организации пожизненного сопровождения людей с инвалидностью.
Насыщенная яркими впечатлениями и встречами поездка стала возможна благодаря договорённостям и проделанной кропотливой организационной подготовке пастора евангелическо-лютеранской церкви графа Томаса Гротте и представителя организации «Lebenshilfe» Клауса Амелунга.
Я хочу предоставить вам интересный доклад по проделанной работе в Германии
В рамках нашего визита мы посетили различные предприятия, учреждения и организации, занимающиеся реабилитацией и интеграцией в общество людей с инвалидностью разных возрастов. Мы побывали в мастерских, где работают инвалиды, посетили интегрированные детские сады, где есть специальные группы для ребятишек, имеющих особенности развития. Программа поездки включала посещение муниципальных и специализированных школ для детей с ограниченными возможностями. Мы побывали в специальных общежитиях, где самостоятельно проживают инвалиды и в сельской общине, где тоже живут и работают люди с особенностями. Нам организовали экскурсию на фирму, которая занимается производством ортезов, протезов и ортопедической обуви, а также индивидуальной подгонкой колясок для инвалидов.
В Германии существует несколько некоммерческих организаций, занимающихся только решением проблем людей с ограниченными возможностями. Одна из крупнейших (её филиалы есть в каждом городе Германии) – «Lebenshilfe» («Помощь в жизни»), поменьше – «LebenLeben» («Жить жизнь») и еще поменьше — сельскохозяйственные антропософские общины, и еще небольшие местные организации, решающие определенные частные вопросы людей с ограниченными возможностями здоровья.
Во время поездки было получено много информации, было интересно всё и хотелось обхватить как можно больше, между собой мы разделили интересующие нас темы и каждый по результату поездки подготовил доклад, я для себя выбрала близкую мне тему детские сады и ранняя помощь, что ниже вам и представлю:
И так, В Германии на государственном уровне создана интегрированная система дошкольного и школьного образования, при которой все дети, вне зависимости от ограничений, обязаны посещать детские сади и школы. В данной системе есть как муниципальные учреждения, так и учреждения, принадлежащие некоммерческим организациям.
В Германии существуют ясли от 10 месяцев до трех лет и собственно, детские сады для возраста от 3 до 6 лет. В обычных группах на два педагога 25 ребятишек возраст в группе смешанный от 10 месяцев до 3 лет, либо от 3 до 6 лет. В детских садах нет четкой педагогической концепции и стандартов. Каждый садик сам выбирает свой собственный подход в воспитании детей и адаптации инвалидов. Главное, чтобы только выполнялись три основных условия: адекватный уход за детьми, их воспитание и подготовка к школе. Все инвалиды посещают детские учреждения бесплатно за счет государства, остальные ребятишки платно в зависимости от дохода семьи. Это выглядит как ваучер, который выдают родителям на руки государственный орган власти. Родители с этим ваучером на свой вкус подбирают для своего ребенка детские ясли или сад, при этом учитываются возможности садика дать для особого ребенка все рекомендованные медиками занятия… Далее, садик предъявляет этот ваучер государству и государство по нему платит деньги садику… Стоимость данного ваучера рассчитывается исходя из стоимости той помощи и ухода, в которой нуждается данный ребенок.
Все здания детских дошкольных учреждений, что нам пришлось видеть – одноэтажные, скорее всего это связанно с тем, что мы посещали детские сады, которые встроены в интеграционную систему. В здании может быть всего одна-две группы, или максимум до 6-ти групп. При проектировании помещений нет строгих стандартов, хотя есть рекомендуемые санитарные нормы. В отличии от российских типовых проектов детских дошкольных учреждений, Германия порадовала нас и удивила разными архитектурными решениями этой тематики. Сами группы, как правило, небольшие, в них детки и кушают и играют… Хотя мы были в русско-немецком садике, там для всех была отдельная столовая. И помещения всех групп были соединены в анфиладу комнат, что создавало ощущение большого и светлого помещения
В интегрированных детских садах, как правило, группы, в которых на 10 нормальных ребятишек приходиться два ребенка с особенностями развития. Официально в такой группе работает два педагога плюс специальный педагог для ребятишек с особенностями ( вне зависимости от их диагноза и медицинского статуса). При этом внешне все педагоги равны и делают одинаковую работу, но спецпедагог еще отдельно уделяет внимание своим подопечным и обучает обычных педагогов как взаимодействовать с ребенком с особенностями. Мало того, как правило, в группе постоянно присутствует практикант, то есть, тот, кто учится по данной специальности и сейчас проходит производственную практику, длящуюся 1 год. Нянечек в нашем понимании в Германии нет.
В Германии очень сильно развита система волонтерства. Почти все учебные заведения не принимают документы абитуриента, если у него нет волонтерского стажа по будущей специальности, либо выпускник учебного заведения не найдет работы, если у него не хватает волонтерского опыта по специальности.. Так как профессия педагога является достаточно престижной и нормально оплачиваемой ( средняя зарплата в отрасли 2000 евро), то у учебных заведений нет проблем со студентами, а у детских заведений нет проблем с волонтерами. Поэтому почти в каждой детсадовской группе, где я побывала, помимо практиканта присутствовал еще и волонтер!!!
Далее, мы посещали специализированные детские группы по 6-7 человек, в которых находились только ребятишки с особенностями развития разного статуса, то есть как с логопедическими и поведенческими проблемами, так и с синдромом Дауна и ДЦП. В таких группах работает уже два специальных педагога плюс практикант и волонтер (не всегда). Если эта группа или садик не специализируются узко в решении логопедических проблем, то, как правило, логопеда в штате нет, он приходящий по назначению врача. Так же приходящими специалистами являются специалисты эрготерапевты (по нашему условно ЛФК) и дефектологи (не нашла немецкого аналога этой специальности)… То есть, садик обеспечивает своему подопечному особому ребенку почти весь комплекс медицинских предписаний,
хотя иногда родители возят детей на дополнительные занятия в другие учреждения. В каждом садике есть сенсорная комната с сухим бассейном, гамаками, матами плюс отдельный зал для работы эрготерапевта и самое немаловажное то, что каждый неходячий или слабоходячий ребенок обеспечивается техническими средствами, да еще какими!!! И коляски, и велосипеды, и ходунки и вертикализаторы и специальные стульчики – всё это присутствует в каждом садике за счет государства по показаниям медиков.
Я задавала вопрос о существовании отдельных детских заведений для слабовидящих и слепых и слабослышащих и глухих ребятишек. Вы не поверите, все (ВСЕ!!!) дети интегрированы в данную систему. Если в садике появляется такой ребенок, просто система направит к нему специального педагога, который будет учить такого ребенка взаимодействовать с окружающим миром с учетом своих ограничений! Вот и все!
Логопедические группы (до 16 человек) работают с детками с 4 –х лет, тогда один педагог в такой группе обязательно является логопедом, который еще два раза в неделю занимается индивидуально с каждым ребенком, но, главной своей задачей они считают не постановку звуков, а помощь ребенку в принятии своих проблем и воспитанию в нем радости от общения с помощью речи такой, какая она есть, то есть, немцы не делят детей по диагнозам, они учитывают их ограничения!