Обзор зарубежных публикаций
Вероятно, все, кто знаком с людьми с синдромом Дауна, с огорчением отмечают трудности в общении с ними. Более всего осложняет контакт непонимание того, что говорит собеседник. Неразборчивость речи для человека с синдромом Дауна зачастую становится барьером на пути социализации и включения в жизнь широкого мира. Нет сомнений, что занятия, направленные на развитие речи в раннем и дошкольном возрасте, играют важную роль в преодолении этих трудностей. Однако, как показывает опыт и исследования, проводившиеся за рубежом, логопедические занятия показаны людям с синдромом Дауна и в школьном возрасте, и позже. Естественно задаться вопросом, существуют ли в области улучшения разборчивости речи подростков и взрослых с синдромом Дауна конкретные наработки, которые могли бы стать основой вмешательства специалистов, готовых заниматься этой проблемой. Мы попытались проанализировать ряд зарубежных публикаций, посвященных этому вопросу.
Что известно о состоянии логопедической поддержки подростков и взрослых с синдромом Дауна за рубежом?
Специалисты, работающие с детьми с синдромом Дауна, знают о серьезных задержках в их речевом развитии и о том, что их активная (экспрессивная) речь значительно отстает от способности понимать высказывания окружающих. Основные трудности, с которыми сталкивается большинство из них, связаны с нарушениями артикуляции и неразборчивостью речи. Именно неразборчивость была выявлена как главное беспокойство в ходе анализа результатов опроса 937 родителей детей с синдромом Дауна [7]. Эти трудности продолжают сопровождать людей с синдромом Дауна и в подростковом возрасте, и во взрослой жизни. Сьюзен Рвачью и Марла Фолден в преамбуле к своей статье пишут: «Имея адекватную поддержку, люди с синдромом Дауна могут добиться полного участия в жизни общества, однако опросы семей указывают на то, что, как правило, предоставление соответствующих услуг не адекватно потребностям в них» [10, P. 75—76]. Авторы замечают, что повзрослевшие дети часто считаются плохими кандидатами на получение услуг логопеда из-за их ограничений в когнитивной сфере, хотя исследования показывают, что при правильном воздействии среды на детей с синдромом Дауна, внятность их речи может улучшаться. В подростковом возрасте логопедические услуги нередко урезаются из-за представлений о критическом периоде для развития речи, однако исследователи, изучавшие этот вопрос, утверждают что развитие экспрессивной речи продолжается и позже, и они рекомендуют молодым людям не прекращать занятия.