Воспитание и обучение «особых» детей: профилактика «синдрома выгорания» у родителей и специалистов

Воспитание и абилитация ребёнка с особенностями развития – путь непростой, особенно в эмоциональном плане. О том, как родителям и специалистам, работающим с такими детьми, сохранить положительный настрой и не подвергнуться «синдрому выгорания», рассказала психолог Ирина Вайнер.

Лекция Ирины Вайнер «Как сохранить себя, воспитывая и обучая «особого» ребёнка, или новый взгляд на «синдром выгорания» прошла в мае на ярмарке «Город здоровья».

личный архив И. Вайнер

Источник изображения: личный архив И. Вайнер

Ирина Николаевна имеет опыт работы и с детьми, нуждающимися в абилитации, и с их родителями. Это и натолкнуло её на создание концепции по сохранению психологического здоровья как детей с проблемами в развитии, так и взрослых, которые с ними взаимодействуют. В основу этой концепции легла всем известная пирамида потребностей психолога и социального педагога Абрахама Маслоу.

Психолог рассмотрела потребности от безопасности до самовыражения с трёх сторон – со стороны ребёнка, родителя и специалиста, работающего с ребёнком, и дала рекомендации, как эти потребности удовлетворить. В свою очередь, удовлетворение этих потребностей, по мнению специалиста, способствует психической устойчивости всех участников процесса абилитации.

Общение

Среди первоочерёдных базовых потребностей маленького ребёнка специалист назвала потребность в общении. Между тем, сегодняшним малышам, по словам психолога, этого общения катастрофически не хватает, что зачастую и приводит к сложностям в их развитии.

«Если ведущей деятельностью ребёнка является игра, то ведущей деятельность младенца является общение, – говорит Ирина Вайнер. – Раньше бабушки обеспечивали ребёнку всё – и говорение, и «гуление», и шутки, и прибаутки, теперь же всего этого у детей нет. В лучшем случае ребёнок сидит у телевизора или планшета, где диалоговой речи он не слышит, не участвует в ней».

Взрослым – родителям и специалистам на первом уровне базовых потребностей рекомендуется не ограничивать себя в таких элементарных вещах, как вода, пища, свежий воздух и полноценный сон. Достаточное обеспечение себя самым необходимым, по словам Ирины Вайнер, – один из главных шагов профилактики психологического выгорания. Как и дети, взрослые нуждаются в общении, при этом для них большое значение имеет и гармония в интимной сфере взрослых, что, по мнению специалиста, благотворно скажется на их подопечных.

www.pixabay.com

Источник изображения: www.pixabay.com

Безопасность

Следующий уровень пирамиды Маслоу – потребность в безопасности – у детей достигается, прежде всего, посредством родительских телесных прикосновений и наличия собственной зоны, будь то своя кроватка, игровая территория или уголок для занятий. Ощущение безопасности ребёнку обеспечивает и баланс эмоций, которые малыш наблюдает перед собой. Так, если мама демонстрирует жалость, а папа при этом сердится, ребёнок учится воспринимать разные эмоциональные проявления и начинает осознавать многообразие человеческих отношений.

Необходимо ребёнку демонстрировать и разделение обязанностей в семье, а также взаимоотношения разных поколений – поэтому, в частности, так важно не обделять малыша общением с бабушками и дедушками.

Что касается ощущения безопасности у родителей, то для них, в первую очередь, помимо адекватного материального обеспечения, важно принять диагноз ребёнка, что зачастую оказывается самым сложным этапом нелёгкого родительского пути. Ирина Вайнер категорично заявляет: пока родитель не принял диагноз своего ребёнка, в безопасности он себя не чувствует.

Вторая потребность специалистов, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности, включает в себя обязательное психологическое консультирование со стороны другого специалиста. Оно может быть индивидуальным или групповым, главное – снять стресс и гармонизировать эмоциональную сферу. Немалое значение в плане безопасности для абилитологов имеет и наличие социальных гарантий, однако в этом отношении явные преимущества у тех, кто трудится в госучреждениях.

www.pixabay.com

Источник изображения: www.pixabay.com

Принадлежность и любовь

Следующая ступень классической пирамиды – принадлежность и

любовь – к базовым потребностям уже не относится, однако не менее важна для психической гармонии. Именно на этом уровне появляется стремление преодолеть чувство одиночества и ощутить причастность к некой социальной группе. У ребёнка эта потребность реализуется с помощью посещения детского коллектива. Эта мера, по словам специалиста, знакомит ребёнка с общепринятыми правилами и даёт необходимое ребёнку «ощущение плеча».

Родителям на этом уровне важно ощущать причастность к собственной семье, а также активно взаимодействовать с другими людьми – друзьями или единомышленниками. Именно это позволит родителю не замкнуться на своей проблеме. Специалисты допускают и интернет-общение, при этом они подчёркивают: абсолютно заменить реальные контакты оно всё равно не сможет. Тем же, кто работает с «особыми» детьми, необходимо общаться как с дружеским, так и с профессиональным окружением.

www.pixabay.com

Источник изображения: www.pixabay.com

Признание

Ребёнку со специфическими проблемами поддержка и одобрение важны особо. Иногда малыша необходимо похвалить «авансом» – ещё до того, как он за что-то взялся, иногда

– помочь достичь ребёнку определённых целей и обязательно поддержать.

Не менее важна поддержка и родителям, которая должна исходить как со стороны специалистов, работающих с ребёнком, так и от самих же себя. Родители, в свою очередь, должны поддержать специалистов, ведь одобрение семьи, с которой они работают, – неоценимое подспорье в их непростой работе.

«От родителей должна исходить обратная связь, они должны рассказывать, чего добился ребёнок, это даёт специалистам ощущение социальной значимости, – добавляет Ирина Вайнер. – Кроме того, для специалиста важно одобрение коллег, руководителя, а также получение различных грамот и участие в социальных проектах».

www.pixabay.com

Источник изображения: www.pixabay.com

СамореализацияНаивысшая потребность в известной классификации – это потребность в самореализации. Как правило, у детей она находит свой отклик в любом прикладном творчестве. При этом родители могут ребёнку помогать, используя подход под названием «рука в руке». Однако бывает, что ребёнок не достигает определённого интеллектуального уровня для творческой работы. В этом случае, по словам психолога, ему можно доверить нетрудную работу по хозяйству.

Родителям же в целях самореализации Ирина Вайнер рекомендует искать занятия по душе, постигать новые

знания и не пренебрегать психологическими тренингами. «Очень важно ответить себе на вопросы: кто я, как я могу себя выразить, чтобы не зацикливаться на своей боли, а развиваться вместе с ребёнком», – говорит психолог. Специалистам же важно проявлять себя, в том числе, в профессиональном сообществе.

Подводя итог, Ирина Николаевна привела аналогию с инструкцией по безопасности в самолёте: первое, что нужно сделать в критической ситуации взрослому, согласно указаниям, – оказать помощь самому себе, и только потом помочь ребёнку.

«Мы знаем, что, если в самолёте не оказалось давления, нужно сначала снабдить кислородом себя, а потом уже ребёнка, – говорит Ирина Вайнер. – Мы, взрослые – и специалисты, и родители – обязаны в первую очередь снабжать себя «кислородом» – развитием, и только тогда, наполненные, мы сможем помочь детям».

Источник