ВСП: «Ваня перестал стесняться и прятаться от людей»

Три пластических этюда на прошлой неделе показали зрителям актёры интегрированной театральной студии «Театр как терапия». Решение создать такую студию в городе родилось спонтанно. Просто приехал в Иркутск на мастер-класс Андрей Афонин, художественный руководитель и главный режиссёр интегрированного театра-студии «Круг II». И вдохновил. Родители особых детей и так стараются держаться вместе, потому что так проще, так легче. А после мастер-класса нашлось ещё одно общее дело для всех. И для детей, и для родителей, и для театральных педагогов.

«Пигмалион и Галатея» – извечная история преображения любовью. Ролей всего две, на сцене Дмитрий и Полина. Молодой человек так разволновался, что этюд пришлось сыграть заново. Но зритель пришёл подготовленный, зритель отнёсся с пониманием.

– Наши ребята хорошо импровизируют. Дмитрий пытался найти что-то новое, он увидел именно такой рисунок роли, – пояснил позже Николай Марченко, педагог студии «Театр как терапия».

Николай Марченко, а также Татьяна Чадина – новые друзья ребят с особенностями развития и их родителей. Они репетируют 20 часов в неделю, они все давно передружились. И как говорят сами педагоги, от этих ребят они получают больше, чем отдают им. Потому что доброта и любовь, которую они транслируют в мир, безграничны. И ещё эти ребята всегда честны. И если им что-то не нравится, то они просто могут сказать: «Я не буду работать с этим человеком». Но Николая и Татьяну они приняли как своих.

Вообще, в этой истории всё сложилось как в удачном и лёгком пазле. Год назад в Иркутск с мастер-классом приехал Андрей Афонин, известный в России режиссёр-постановщик. Он уже больше 15 лет занимается особым театром и даёт мастер-классы по всей стране.

– Но мы на тот момент не ориентировались, что нам нужно, не было ещё понимания, чего мы хотим. Поэтому на этот мастер-класс приглашали всех специалистов, которые могли бы работать с нашими детьми. Мы обращались в ТЮЗ, в народные театры, – вспоминает Лилия Щеглачева, директор Иркутской общественной областной организации родителей детей с ограниченными возможностями «Радуга». – После мы долго беседовали с Андреем Афониным, думали, как можно развивать такое дело в Иркутске. И он предложил двух педагогов взять на обучение в свой летний лагерь под Суздалем. И отправили мы туда актрису ТЮЗа Татьяну Чадину и актёра театра «Народное слово» Николая Марченко. Поездку помог оплатить «Алмазный благотворительный фонд».

В этом лагере иркутяне подробно познакомились с методикой Андрея Афонина. Иркутяне узнали и почерпнули для себя много нового – например, как общаться с особыми людьми, как репетировать с ними и добиваться результатов. Жалость, сюсюканье, снисходительность – не варианты. Нужно было найти единственно верную интонацию и по-настоящему искреннюю тональность.

– Общение должно быть обычным, естественным, доброжелательным. Словом, это общение на равных, – делится Николай Марченко. – И обязательно должно быть доверие. Для многих именно это самое сложное – довериться ребятам с особенностями здоровья, увидеть в них личностей. Когда испытание доверием пройдено, трудностей практически не остаётся.

Почти год ребята занимались в помещении иркутской картинной галереи DIAS, руководство которой пошло навстречу. Но, конечно, артистам необходимо постоянное место для репетиций. И театральный процесс диктует свои условия – помещение не меньше 80 квадратов, деревянный пол, а лучше паркет. «Радуга» направила официальное письмо в мэрию с просьбой найти и предоставить такое помещение. Потому что проект это исключительно социальный, требующий поддержки. И занятия продолжительностью почти год уже демонстрируют удивительные результаты.

– Основная цель – помочь нашим детям в социализации. Хотелось бы сделать их полноправными членами общества. Большинство актёров нашего театра старше 18 лет. Они никогда нигде не учились, почти всё своё время проводят дома, – вздыхает Лилия Щеглачева. – И мы думали, что им предложить. Была идея открытия клуба общения и творчества. Чтобы создать для ребят деятельность, которой им так не хватает. Ведь ценность основной идеи Андрея Афонина – эти люди должны перестать чувствовать себя инвалидами. И когда удаётся вывести их из внутреннего ощущения инвалидности, они чувствуют себя нужными. А регулярные занятия выводят наших детей на определённый уровень ответственности. Они понимают, что сами могут что-то созидать. И мы видим, как позитивно творчество влияет на наших детей. Многие из них стали лучше говорить, более уверенно двигаться. Изменились и родители – у них появился огонёк в глазах, распрямились плечи.

– Да, мы увидели, как ребята меняются, – продолжает Николай Марченко. – Например, бабушка Вани заметила, что Ваня перестал стесняться и прятаться от людей. Ребята учатся общаться – между собой, с новыми людьми и с публикой. Сложнее всего, как ни странно, было приучить их к аплодисментам. Рукоплескания могут вы­звать испуг или ненужные, лишние поклоны. Поэтому к аплодисментам их нужно было готовить дополнительно.

Николай Марченко и Татьяна Чадина занимаются с особыми людьми по 20 часов в неделю. Совершенно бесплатно. Конечно, руководителям «Радуги» хочется поддержать их материально, но на это требуется спонсорская помощь. Точно так же, как и на получение режиссёрского образования. А Андрей Афонин рекомендовал педагогам получить в Москве такое образование.

Первый спектакль нового театра был показан 21 марта – в Международный день человека с синдромом Дауна. Второй – в июне, на учебной сцене драмтеатра. Зрители увидели три пластических этюда: «Преображение», «Сказка про смешного слонёнка», «Пигмалион и Галатея». И весь этот театральный проект – в какой-то степени пигмалионовский. «Театр как терапия» – это история о любви. О том, как обычное внимание, сочувствие без надрыва, доброта без жалости могут преобразить чью-то жизнь и сделать её чуть теплее.

Источник