Как общаться с «особыми» детьми

Несколько практических советов от Анны Битовой, директора московского «Центра лечебной педагогики»

ZJ9QfNrP-580

Анна Битова, директор московского «Центра лечебной педагогики». Фото с сайта rosbalt.ru

Публикуем краткий конспект вебинар-лекции о правилах общения с особенными людьми, прочитанной Анной Львовной Битовой 4 октября в Лаборатории социального предпринимательства.

Родителям: не нужно преувеличивать особенности ребенка

Часто представление о том, что ребенок – особенный и требует особого подхода, находится, главным образом, в голове у родителей.

Например, существуют примеры, как ребенок с синдромом Дауна прекрасно пошел в обычный детский сад. Конечно, с девочкой для этого специально занимались, и некоторое отставание в развитии от сверстников нормы у нее есть, но сейчас достаточно много обычных детей имеют похожие инфантильные особенности.

Обычные дети, если они не накручены родительскими страхами, как правило с «особенными» друзьями общаются спокойно и способны принять особенности за привычки.

«Да, у Маши все время высунут язык. А я, например, иногда палец сосу».

Родители, помогите окружающим сориентироваться

Часто окружающие не понимают, что ребенок с особенностями, либо не знают, как с ним общаться, и пугаются. Ситуации, которые при этом возникают, могут быть комичными и не очень.

Например, одной из мам Центра лечебной педагогики однажды серьезно выговорила тетя из троллейбуса, с которой не захотел поговорить «невежливый» мальчик пяти лет. На самом деле ребенок просто не говорил.

Ситуация, когда девочка с расстройством аутичного спектра очень громко пыталась выйти из троллейбуса, не понимая, что он движется, сопровождалась гораздо большим волнением пассажиров.

В конце концов, чтобы не объясняться со всеми и везде, родители сделали визитки: «Мой ребенок с особенностями. Он остро переживает то, что вы почти не слышите – шум улицы, свист ветра, крики. Мир недобр к нему, но вы можете быть добры».

Не боимся необычной мимики

Нужно понимать, что слабослышащий человек или человек с ментальными нарушениями воспринимает мир иначе, и его мимика может быть отлична от людей нормы. Даже в обычных условиях ему легче испугаться, он может устать или дать понять, что не хочет с вами общаться. Поэтому он может вести себя внешне непривычно – даже закричать или укусить.

Главное – преодолеть барьер коммуникации

То есть, найти способ общения, который понимали бы оба собеседника. Если желание общаться велико, способ пообщаться обычно находится. Кстати, преодолевать такие барьеры приходится иногда и обычным людям.

Однажды Анна Битова оказалась во Франции и отстала от переводчика. По счастью, у француза, который ей встретился, была с собой большая стопка карточек с картинками!

Четыре главных правила общения

1. Уважайте личные границы собеседника. Перед началом разговора убедитесь, что человек вообще хочет с вами общаться.

2. Перед началом каждого действия предупредите, что вы хотите сделать: «Сейчас я возьму тебя на руки», «сейчас мы будем кушать». «Сейчас я на пять минут выйду, но потом вернусь». (Кстати, это правило действует и при общении с детьми нормы).

3. Инвалидная коляска – часть тела колясочника. Прежде чем передвинуть человека на коляске, надо спросить его разрешения. Кстати, разрешения погладить ребенка тоже надо спросить. Да, в том числе, у самого ребенка.

4. Не обсуждайте ребенка при всех и при нем самом в третьем лице. (Тоже действует и для детей с особенностями, и для детей нормы).

Хитрости, облегчающие общение:

При общении с плохо слышащими и плохо понимающими речь могут помочь:

— членораздельная речь,

— короткие предложения,

— картинки,

— утрированные четкие жесты,

— утрированная театральная интонация,

— взгляд в глаза (человек при этом может не слышать и читать по губам, взгляд позволяет ему удерживать внимание).

Не торопитесь и всегда дождитесь ответной реакции.

При общении с плохо держащими взгляд или внимание на собеседнике:

— можно надеть что-то яркое – шляпу, серьги;

— сделать яркий макияж;

— надеть звенящие длинные серьги или колокольчик на шею.

Обладатели целого ряда диагнозов – например, аутисты – в глаза смотреть не любят, зато прекрасно общаются при помощи картинок или фотографий, очень любят чертить пиктограммы.

Поймите специфические интересы собеседника

Для успешного общения с «особенным ребенком» важно выяснить, что он любит. Часто у людей с ментальными нарушениями существует «излюбленная тема», на которую они готовы общаться часами. При этом на все другое они часто не реагируют вообще.

Подобные специфические интересы раздражают. Но их надо не запрещать, а использовать.

Например, в истории Центра были любитель покемонов, любитель небоскребов и любитель метро. Первому поставили мелкую моторику с помощью прописи из имен покемонов. Последнего готовили к школе, изучая окружающий мир с помощью игры: «На одной платформе станции метро «Ботанический сад» мы выращиваем фрукты, а на другой – овощи». Еще был любитель бус, с которым, в конце концов, удалось договориться до расписания: час – занимаемся, час – играем в бусы.

Вообще из специфического интереса нужно делать маленькое счастье. Например, если ребенок склонен везде искать вещи красного цвета, можно вместе покупать одежду разных оттенков и т.д.

При этом есть вероятность, что через какое-то время специфический интерес у ребенка изменится на другой, палитра интересов расширится.

Источник

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс